С конца прошлой недели на границах стали появляться мобильные призывные пункты. Сейчас известно о трех: на пункте «Караузек» в Астраханской области на границе с Казахстаном, в «Торфяновке» на границе с Финляндией (его, правда, уже разобрали) и в «Верхнем Ларсе» на границе с Грузией. Таким образом российские власти, вероятно, пытаются остановить поток желающих уехать из России после объявления мобилизации. «Агентству» удалось пообщаться с мужчиной, который отказался брать повестку на грузинской границе и был после этого отпущен. Юристы подтверждают, что практика вручения повесток на границе жителям всех регионов юридически сомнительна.
Детали. Собеседнику «Агентства», который пожелал остаться анонимным, о запрете на выезд днем 30 сентября сообщила сотрудница пограничной службы на КПП «Верхний Ларс». «Сотрудница отложила мои документы и сказала ждать: «Сейчас к вам придет наш сотрудник»», — рассказывает мужчина.
- Цитата. «Я ждал, появились еще какие-то люди, тоже задержанные таким же образом. Вышел сотрудник, он не представился, провел нас в помещение непосредственно погранслужбы. Нас завели в комнату, которая реально напоминает камеру: решетки на окне, железная дверь, внутри — лавки. На этих лавках сидят люди. Достаточно много: человек 15, наверное».
- Как вспоминает собеседник «Агентства», его пригласили в соседний кабинет, где сидели трое сотрудников пограничной службы. Под запись они зачитали уведомление о запрете на пересечение границы и попросили подписать его, от чего мужчина отказался: «Они оформили отказ. Пришел тот же сотрудник, который завел меня в это помещение, взял документы — мой загранпаспорт и это уведомление — отнес его в другой кабинет. Сказал подождать».
- В соседнем кабинете, по словам мужчины, сидели двое сотрудников, один из которых был в гражданской форме, а второй заявил, что является «сотрудником военного комиссариата по Северной Осетии». Предъявить удостоверение он отказался.
- Цитата. «Я говорю: «Как же так, вы при исполнении и без удостоверения». Он попытался «сойти» с этой темы, говорит: «Да послушайте меня, мы исполнители — ничего не можем сделать. Есть предписание военкомата вас не выпускать. Все свои претензии можете предъявить военкомату. Обратитесь туда. Я вам могу прямо сейчас повестку выписать»».
- От повестки мужчина отказался. По его словам, «сотрудник военкомата» на отказ ответил: «Я понимаю. Да эта повестка и не имеет смысла — вы не из нашего региона». Как рассказывает наш собеседник, при нем еще одному из молодых людей на КПП пытались вручить повестку, однако тот не стал ее подписывать.
Контекст. О том, что на пограничных пунктах — в частности, на «Верхнем Ларсе» — появятся мобилизационные пункты стало известно через неделю после объявления частичной мобилизации. Изначально утверждалось, что повестки будут вручать только тем, кто состоит на воинском учете в Северной Осетии, однако позднее глава региона заявил, что это коснется всех, кто подлежит призыву. «Верхний Ларс» оказался одним из самых загруженных погранпереходов, перед которым скопились многокилометровые пробки. Накануне в военкомате Северной Осетии сообщили, что на границе с Грузией вручили более 180 повесток.
- Глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков в комментарии «Агентству» отметил, что «повестку можно вручить в любом месте, главное – лично в руки и под роспись». Юрист Максим Оленичев, сотрудничающий с «Первым отделом», подтверждает, что повестка, направленная военкоматом, к которому человек не прикреплен, не имеет силы. «Однако, — добавляет он, — в условиях серьезных проблем в России с верховенством права навряд ли такой аргумент будет учитываться». Впрочем, уголовная ответственность за неявку по повестке в России сейчас отсутствует, напоминает он.
- По данным, опубликованным иностранными МВД в начале прошлой недели, больше всего россиян уехали от мобилизации в соседние Казахстан, Грузию, Финляндию и Монголию. Казахстан стал абсолютным рекордсменом — границу с ним пересекли 98 тысяч россиян, с Грузией — 53 тысячи.
Больше новостей, о которых боятся писать в России, — в наших аккаунтах в Telegram, Twitter, Facebook
Нас нельзя запугать, но нам можно помочь
Поддержать «Агентство»