Видео, на котором предположительно украинскому военному отрезают голову люди, говорящие по-русски, стало первым подобного рода документом, в котором Кремль усмотрел повод для проверки, сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он назвал кадры «ужасными». Прежде Кремль игнорировал появление видеозаписей с расправами над украинскими военными и насилием над украинцами.
Детали. Песков несколько раз повторил, что видео может оказаться фейковым, и виновники убийства сейчас неизвестны. Однако он признал необходимость проверить кадры.
Цитата. «Сначала нужно проверить достоверность этих ужасных кадров. Безусловно это ужасные кадры. А затем конечно, это может стать поводом для того чтобы проверить, так это или не так. Имело ли это место и если имело, то где и со стороны кого», — сказал представитель Кремля.
- До сегодняшнего дня власти России не говорили о необходимости проверить другие свидетельства снятых на видео военных преступлений со стороны россиян. Опубликованные в 2022 году кадры, на которых российский военный канцелярским ножом кастрировал украинского солдата, а затем убил его, не вызвали никакой реакции со стороны Москвы. Не было комментариев и после публикации видео с расстрелом безоружного солдата, который произносит «Слава Украине».
- На просьбу прокомментировать снятое на видео убийство заключенного Евгения Нужина, который дезертировал из «ЧВК Вагнера», Песков отвечал так: «Мы не знаем, что это, насколько это соответствует действительности, это не наше дело». Нужину разбили голову кувалдой, а видео убийства опубликовали в Телеграм-каналах.
- Несколько громких случаев преступлений во время войны все же приводили к проверкам, но обычно российские власти говорили о «провокациях» с украинской стороны. Именно «провокацию» решил расследовать Следственный комитет России по итогам публикаций видеозаписей с телами мирных жителей в Буче. При этом расследования западных СМИ и рассказы очевидцев подтверждают, что опубликованные видеозаписи достоверны.
- Также обвинения в адрес Украины звучали после обстрела вокзала в Краматорске. Тогда Минобороны России заявило, что только ВСУ используют ракету «Точка-У», которая упала на вокзал (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека отмечало, что она есть и у России). В бомбардировке Мариупольского театра, который служил убежищем для сотен мирных жителей, Минобороны России обвинило полк «Азов».
- В других случаях Россия никак не комментирует даже громкие случаи, которые подтверждаются независимыми наблюдателями. При сообщении о ракетном ударе по Виннице, в котором погибли 27 человек, Минобороны России просто сообщало о поражении «военного объекта», где «проходило совещание по вопросам передачи ВСУ очередной партии самолетов». За эту атаку Россию осудил генсек ООН Антониу Гутерреш. Не было отельных комментариев и об ударе по торговому центру в Кременчуге, где погиб 21 человек. После международного резонанса президент Владимир Путин лишь заявил, что «просто так «по полям» у нас никто не стреляет».
- При этом российские власти активно сообщают о расследовании по мотивам видеозаписей, на которых насилию подвергаются российские военные, и рассказов о таких издевательствах. В апреле 2022 года Следственный комитет начал расследование видео, на котором расстреливают связанного российского солдата, а в январе 2023 года — расследование по словам вернувшихся из украинского плена российских военных, которые жаловались, что их избивали и заставляли учить украинский гимн.
Контекст. Видео, на котором говорящие по-русски военные отрезают голову предположительно украинскому солдату, распространилось вечером 11 апреля. На кадрах человеку отрезают голову, а потом демонстрируют ее крупным планом.
- Ролик был опубликован во вторник в 22:40 в телеграм-канале основателя «Мужского государства» Владислава Позднякова. Поздняков сказал «Агентству», что ролик распространялся по телеграм-чатам как минимум за час до публикации в его канале. «Агентству» удалось найти в другом канале этот же ролик, опубликованный в 22:24.
Больше новостей, о которых боятся писать в России, — в наших аккаунтах в Telegram, Twitter, Facebook
Нас нельзя запугать, но нам можно помочь
Поддержать «Агентство»