Введенный правительством на прошлой неделе запрет на экспорт бензина и дизеля не предотвратил топливный кризис в России. Сразу несколько регионов, в том числе Москва, столкнулись с дефицитом топлива на АЗС. Главные причины перебоев в поставках – война в Украине и бездействие правительства, говорят участники рынка. Еще весной независимые АЗС предупреждали власти о надвигающемся кризисе, но чиновники начали бороться с ним только на прошлой неделе. Нормализоваться ситуация с поставками топлива на АЗС должна в течение месяца, но подъема цен избежать едва ли удастся, считают эксперты.
Детали. Сообщения о дефиците топлива за последние дни приходили из Москвы и Ставропольского краев, Ростовской, Тульской, Свердловской, Челябинской, Нижегородской, Саратовской областей.
- В Алтайском край и ряде регионов Сибири на некоторых АЗС нет одного из видов бензина (где-то отсутствует АИ-92, где-то – АИ-95), сказал «Агентству» вице-президент Российского топливного союза (РТС) Юрий Матвейко. По его наблюдениям, похожая ситуация и во многих других регионах страны. Особенно остро нехватка топлива проявляется в Южном федеральном округе, сказал «Агентству» руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
- Дефицит бензина в рознице – следствие перебоев в поставках на оптовые базы. В распоряжении «Агентства» оказался прайс-лист нефтебаз европейской части России. Из него следует, что отдельных видов топлива (АИ-92, АИ-95 либо дизтоплива) нет сразу на нескольких крупных нефтебазах в Подмосковье, Воронежской, Владимирской, Ростовской, Нижегородской и Волгоградской областях, а также в Краснодарском крае.
Причины кризиса. Баженов из Независимого топливного союза называет несколько причин, по которой власти не могут быстро решить проблему нехватки топлива: военные действия, из-за которых выросла нагрузка на железную дорогу (поэтому невозможно быструю переброску топлива в нуждающиеся регионы), сезон сбор урожая, когда увеличивается спрос на топливо. «Железная дорога забита, все едет очень медленно, есть дефицит порожних цистерн», -подтвердил эксперт зарубежного мониторингового агентства, который попросил не называть его имени.
- Еще одна причина топливного кризиса, по мнению опрошенных «Агентством» нефтетрейдеров и экспертов рынка, связана с тем, как Россия обходила введенные против нее санкции. Появление обширного «теневого флота» танкеров создало предпосылки для роста серого экспорта, трейдеры стали покупать и отправлять топливо на внешний рынок вместо того, чтобы поставлять его на внутренний рынок, сказал Баженов. Из-за этого «биржевые цены улетели в космос и на АЗС независимых сетей розничная цена стала на 5-8 рублей выше, чем на АЗС вертикально-интегрированных компаний», объяснил Матвейко.
- Нефтяникам также могли не понравились планы правительства урезать демпферные выплаты из бюджета переработчикам, и они в пик сезонного спроса не увеличивали предложение нефтепродуктов на бирже, полагает Баженов. Возможно, нефтекомпании таким образом пытались выторговывать себе более выгодную переговорную позицию с властями о выплатах, добавил он.
Правительство пропустило кризис. После того, как в начале 2023 года резко пошли вверх оптовые цены на нефтепродукты на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, где закупают топливо региональные сети АЗС, Российский топливный союз трижды (в мае, июне и июле) просил правительство принять меры, сказал Матвейко. «Мы предлагали ввести временные ограничения, пошлины или увеличивать объемы продажи на бирже. Минэнерго говорило, что ситуация стабильная», — сказал Матвейко.
- В последний раз правительство сообщило о том, что дефицита топлива нет, в прошлую пятницу – уже после того, как решило вмешаться в ситуацию и «временно» запретило экспорт нефтепродуктов. К этому времени оптовые цены на бензин АИ-92 выросли примерно на 90%, а на АИ-95 – на 85%. В розницу бензин и дизельное топливо с начала года по 18 сентября, по данным Росстата, подорожали на 9,4%.
- О том, что правительство вовремя не среагировало на ситуацию с ценами, говорил и Владимир Путин на Восточном экономическом форуме. При этом он заверил, что к середине сентября производители и правительство «между собой договорились, как они будут действовать в ближайшее время». При этом публичные заявления нефтяников свидетельствовали, скорее, о серьезном расхождении позиции правительства и нефтяников по тому, как можно остановить быстроый рост цены на нефть . Глава «Газпром нефти» Александр Дюков, например, заявил, что даже если ввести заградительные пошлины, то объемы переработки упадут. А замминистра энергетики Павел Сорокин говорил, что НПЗ при таких мерах начнут работать себе в убыток. Несмотря на это, на прошлой неделе правительство ввело запрет на экспорт нефтепродуктов.
Чего ждать дальше. Трейдеры говорят, что к концу октября ситуация станет менее напряженной: к тому времени до региональных сетей доедет топливо, которое после запрета экспорта уже подешевело на бирже на 18-22%. Кроме того, закончится период ремонтов НПЗ, которые тоже внесли свой вклад в дефицит, и закончится сезонный пик спроса.
- Однако повышения цен на топливо едва ли удастся избежать, считает основатель платформы «Нефтлинк» и трейдер Алексей Плинк. В разговоре с «Агентством» он связал это с тем, что крупные сети и вертикального-интегрированные компании слишком долго держали цены на минимуме.
Больше новостей, о которых боятся писать в России, — в наших аккаунтах в Telegram, Twitter, Facebook