Государственное агентство ТАСС, а вслед за ним и значительная часть российских государственных и провластных СМИ не стали уточнять название статьи, по которой была арестована первая группа задержанных за погром в аэропорту Дагестана. Это может быть связано с тем, что аресты прошли не по статье о беспорядках, а по более мягкой статье «мелкое хулиганство». Реакция дагестанских властей на беспорядки уже вызвала критику в Москве: член президиума президенского Совета по правам человека Кирилл Кабанов заявил о попытке защитников «радикалов-экстремистов» убедить власти в необходимости мягкой реакции, что недопустимо. Его позицию поддержал сенатор Андрей Клишас.
Детали. В сообщении ТАСС, которое было опубликовано в 17:47 во вторник, назывался лишь номер статьи, по которой произошел арест — ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ. В публикации не уточнялось, что это статья о «мелком хулиганстве». Нет этого уточнения и в более поздней новости ТАСС об аресте еще нескольких человек, уже по статье 20.2 КоАП РФ. При этом в этой публикации объясняется содержание статьи, по которой прошли новые аресты – участие в несанкционированном собрании, повлекшем создание помех функционированию объектов транспортной инфраструктуры.
- Вслед за ТАСС название статьи не стали уточнять «Газета.ru», «Известия», «Комсомольская правда». В вечернем выпуске новостей «Первый канал» также не сообщил о том, по какой статье арестовали участников погрома. «В Махачкале до семи выросло количество арестованных судом по делу о беспорядках в районе аэропорта», — сказал ведущий. В новостях по «России 1» в 20:00 31 октября и в 9:00 1 ноября вовсе не сообщили об арестах.
- Впрочем, часть государственных и провластных изданий все-таки назвали статью, по которой задержаны участники погрома. Она в частности упоминалась в материалах агентства РИА Новости, «Российской газеты», «Ленты.Ру».
- Использование статьи о хулиганствев качестве наказания для участников погрома Кабанов расценил как «заигрывание с радикалами-экстремистами», которое может привести к потере доверия к власти и даже к протестам. «Нельзя забывать и про прямых/откровенных защитников этих негодяев. Надо понимать, что есть те, кто просто «боится» дальнейшего расширения опасных проявлений радикализма. И вот именно они сейчас пытаются убедить ответственных лиц в необходимости «мягкого» варианта реакции, что, конечно, убийственно в своих последствиях для нашей страны», — написал он в своем телеграм-канале.
- С ним согласился Клишас. «Никакого «политического решения» быть не может, только жесткая реакция в рамках закона, уголовные дела и реальные сроки», — написал он.
Контекст. Вечером во вторник Верховный суд Дагестана сообщил об аресте семи участников погрома в Махачкале: всех их осудили по административной статье о мелком хулиганстве. К ночи были арестованы еще 8 человек, уже по статье об участии в несанкционированном собрании, повлекшем помехи для объектов транспортной инфраструктуры. Двоим назначели по 60 часов обязательных работ.
- После погрома в Дагестане Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье об организации массовых беспорядков (ст. 212 УК РФ). На трейти день после погрома о задержаниях по этому делу еще не сообщалось.
- По данным источника РБК в МВД, в погроме участвовали около 1200 человек. Всего после погрома силовики задержали 83 человека и провели больше 50 обысков. Ущерб от произошедшего, по предварительным данным, оценивается в 285 млн рублей, сообщил депутат Госдумы, бывший мэр Дербента Хизри Абакаров.
Больше новостей, о которых боятся писать в России, — в наших аккаунтах в Telegram, Twitter, Facebook